СМИ о лекарствах. 5 лучших статей сентября

Что делать, если не получается проглотить таблетку, какие методы помогут в борьбе с устойчивостью к антибиотикам и как эксперты принимают решение о регистрации нового препарата в США

«Не можете проглотить таблетку? Вот как себе помочь»

Эбби Эллин / The New York Times (на английском)

От 20 до 40 процентов десятилетних детей не могут проглотить обычную таблетку или капсулу. Проблема, конечно, в большой степени психологического характера — ребенок боится подавиться. И нередко она остается с человеком и во взрослом возрасте. Готовя эту статью, а скорее даже инструкцию, журналистка Эбби Эллин поговорила с несколькими врачами, которые объяснили, как дети и взрослые могут бороться со страхом глотать таблетки.

«США наконец-то вступает в борьбу с устойчивостью к антибиотикам»

Ник Стоктон / Wired (на английском)

Около трети россиян держат в своей аптечке антибиотики «на всякий случай». Этими препаратами лечат зачем-то и вирусные заболевания, и бактериальные, причем традиционно считается, что антибиотики все одинаковые и убивают любые «вредные» бактерии. Результатом такого безграмотного самолечения становится то, что мы сами вырастили бактерии, устойчивые ко всем антибиотикам. То есть, по всей видимости, скоро лечиться от таких инфекций нам будет нечем. Что нас ждет, если найти замену существующим антибиотикам не удастся, и как не усугублять ситуацию? На эти вопросы в интервью американскому изданию Wired ответил доктор Мартин Блезер, автор книги с красноречивым названием «Упуская микробов: как злоупотребление антибиотиками порождает современную чуму».

«Как новые препараты оцениваются FDA?»

Джон Уайт / Medpage Today (на английском)

Сколько человек должно принять участие в исследовании, чтобы в итоге стало ясно, эффективно ли лекарство? Сотрудник Управления по контролю за продуктами питания и лекарствами США (Food and Drug Administration, FDA) доктор Джон Уайт не может ответить на этот вопрос даже приблизительно. В своей колонке он объясняет, почему цифры не главное, и немного говорит о том, как FDA рекомендует проводить исследования и принимает решение о допуске препарата на рынок.

«Сокращение назначений для лучшего здоровья»

Джон Хеннинг Шуман / NPR (на английском)

Врач Джон Хеннинг Шуман рассказывает о своем взгляде на то, как правильно лечить пожилых людей с хроническими заболеваниями. Конечно, и без того ясно, что подход к ним должен быть особенный, однако далеко не все врачи понимают, в чем именно должна заключаться эта особенность. Доктор Шуман предлагает в некоторых случаях лечить пожилых людей не так интенсивно, как более молодых, и объясняет, почему это не должно привести ни к чему плохому.

«Как за одну ночь обвалить фармацевтический рынок»

Ира Соломонова / Slon (на русском)

Интернет-издание Slon кратко пересказывает довольно необычную историю, которая случилась с американским фармацевтическим рынком в сентябре. Компания Turing Pharmaceuticals сильно подняла цену на лекарство от токсоплазмоза, и пациенты крайне возмутились. Казалось бы, что такого особенного? Но дело в том, что в США цены на лекарства традиционно выше, чем в других странах. Безусловно, пациентов это раздражает, но на столь активные протесты они никогда раньше не решались. Обычно всё происходит так, как описала штатный корреспондент The Atlantic Ольга Хазан: пациенты смиряются и с помощью врачей ищут способ достать лекарство дешевле, чем за 1000 долларов таблетка. Однако в этом случае всё пошло не так. Стечение обстоятельств привело к тому, что когда цена лекарства подскочила на 5000 процентов, это вызвало взрыв возмущения и у больных токсоплазмозом, и у тех, кто даже не находится в группе риска. В итоге глава Turing Pharmaceuticals Мартин Шкрели пообещал цену снизить, что тоже довольно необычно для американского фармрынка.

Журналист Wired Ник Стоктон считает, что, возможно, Шкрели просто не повезло. Очевидно, что не он первый сильно завышает цену на лекарства, но только он получил такую большую дозу ненависти. Обычно же в этом смысле медикаменты мало чем отличаются от айфонов, раскупаемых в огромном количестве безропотными потребителями. И ни в том, ни в другом случае люди даже примерно не знают, из чего составляется цена: из жадности производителя, из его реальных затрат на создание продукта, из чего-то еще или из всего понемножку.

Автор: Дарья Саркисян.