Передозировка лекарств

Как распознать и что делать

Согласно открытым данным, в США каждые 19 минут один человек погибает от передозировки лекарственного препарата. Подобной статистике по России нет. Между тем управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) определяет риск передозировки у разных групп людей:

— мужчины в два раза чаще женщин умирают от передозировки лекарственных препаратов;

— чаще от передозировки умирают люди в возрасте от 45 до 49 лет;

— менее распространены случаи передозировки среди подростков младше 15 лет, они гораздо реже злоупотребляют лекарственными препаратами.

Проблема передозировки лекарств стала распространенной по ряду причин, среди которых важное место занимают безрецептурный отпуск препаратов и склонность людей к самолечению. Передозировка может быть преднамеренной (попытка самоубийства) и случайной (несоблюдение правил приема препарата). Но вне зависимости от причины передозировка — это экстренное состояние, пациенту требуется медицинская помощь.

Признаки передозировки

Тяжесть состояния зависит от нескольких факторов: возраст, пол, основное и сопутствующие заболевания, способ введения лекарственного средства. Так, например, при превышении дозы препарата в таблетках есть больше времени, чтобы спасти человека, чем при передозировке лекарством, которое вводится внутривенно.

Симптомы передозировки различны и зависят от принятого препарата, его механизма действия и свойств. Как правило, это тошнота, рвота, головокружение, боли в животе, расстройство стула, судороги, угнетение и остановка дыхания , галлюцинации и расстройства зрения.

В развитых и экономически благополучных странах чаще встречаются случаи передозировки парацетамола, используемого в качестве жаропонижающего средства или анальгетика. Передозировка парацетамола вызывает реакции, описанные выше, кроме того, препарат способен вызвать острую печеночную недостаточность.

Что делать

Если были приняты лекарственные препараты в таблетках, следует попробовать вызвать рвоту. Других действий предпринимать не стоит. Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) рекомендует:

— сохранять спокойствие;

— вызвать службу скорой помощи или доставить человека в больницу, где есть токсикологическое отделение;

— узнать название лекарства, вызвавшего отравление. Иметь при себе упаковку, блистеры или ампулы, которые были использованы;

— знать возраст и массу человека, получившего отравление, и примерное время приема препарата;

— получить инструкции по телефону от службы скорой помощи или токсикологического центра и следовать им до прибытия врачей.

Два крупных токсикологических центра в Москве: НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Детская городская больница №13 им. Н.Ф. Филатов.

Как обезопасить ребенка

Удостоверьтесь, что даете ребенку верный препарат. Никогда не называйте лекарства конфетами. Если к детским лекарствам прилагается мерная ложка или пипетка, пользуйтесь только ими, чтобы избежать передозировки. Храните лекарства в недоступном для ребенка месте.

Автор: Олег Кучерявенко — врач, организатор здравоохранения, магистрант (MPH) Лондонской школы гигиены и тропической медицины.

Дополнительные материалы:

Передозировка лекарств: MS Word

Передозировка лекарств: Acrobat Reader