Дешевые или дорогие препараты — что эффективнее?

О факторах, влияющих на стоимость лекарства, стандартах качества и дженериках

ldzh.ru_deshevie_ili_dorogie_lekarstva

Выходя из кабинета врача, российский пациент держит в руках в лучшем случае рецепт на лекарственный препарат, а чаще – рекламный листок с коммерческим названием препарата, на котором профессиональным почерком написаны назначения.Рекомендации врача напрямую зависят от степени его медицинской грамотности, знания доказательной базы в своей специальности и желания помочь, не навредив. Не стоит забывать и об экономической составляющей, когда некоторые доктора, в погоне за легкими деньгами, соглашаются назначать преимущественно препарат компании, обещающей достойное вознаграждение. Хочется верить, что количество таких докторов не так много, и их число с каждым годом становится меньше. Но речь не об этом, а о том, что очень часто доктор не предлагает альтернатив дорогому брендовому лекарственному препарату. Пациент, придя в аптеку, узнает, что назначенный ему препарат стоит более трехсот рублей. Разочарованный ценой, пациент интересуется у провизора, терзаемого желанием и помочь, и заработать: «Есть ли альтернатива этому препарату?» Обычным ответом аптечного сотрудника может быть список из двух-трех аналогов российского или индийского производства стоимостью от десяти до ста рублей. Разумный вопрос: какой препарат эффективнее — тот, что дороже или дешевле? Увы, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Маркетинг лекарственных препаратов

Если лекарственный препарат не включен в перечень жизненно важных препаратов, то государство не регулирует отпускные цены на данный препарат. Цена назначается производителем и аптекой, исходя из маркетинговой стратегии оптово-розничных продаж. Если производитель и аптечные сети наблюдают, что препарат «не покупают» – происходит пересмотр цены и ожидание прибыли. Такой цикл производители и аптеки могут проходить несколько раз, пока препарат не станет конкурентоспособным и продаваемым. Ценообразование в данном случае не имеет ничего общего с эффективностью препарата.

Плата за надежность

Фармацевтические компании-гиганты разрабатывают и выпускают лекарственные препараты, в том числе и дженерики, в соответствии с международным стандартом GMP (Good Manufactured Practice), который включает в себя обширный ряд требований, предъявляемых к организации предприятия – от материалов, из которых сделаны стены, пол и потолок производственных помещений до микробиологической обстановки в цехах и одежды сотрудников. Если есть возможность, лучше покупать лекарства от производителя, обеспечивающего выполнение международных стандартов качества GMP. Информация о компаниях, выполняющих стандарты GMP, доступна на информационном сайте качество.рф. Препараты таких компаний действительно отличаются по стоимости и гарантируют высокое качество производства. Высокое качество производства препарата влияет на его эффективность.

Качество сырья

Понятие качества сырья неотрывно связано с соблюдением международного стандарта качества GMP: предприятия с отлаженной системой контроля, например в Великобритании или США, предъявляют высокие требования к химической чистоте субстанции, из которой будет синтезирован препарат. Производство субстанций осуществляется в странах Азии. И тут качество сырья зависит исключительно от его производителя. Кроме того, компании-производители лекарственных средств, выполняющие стандарт GMP, тщательно относятся к выбору поставщиков субстанций и жестко проверяют качество закупаемого сырья. Ответственность за субстанцию полностью лежит на производителе лекарственных средств. Высокое качество и чистота вещества, из которого будет синтезирован лекарственный препарат, удорожают конечную цену лекарства и гарантируют его эффективность.

Дженерики — более дешевые аналоги

На цену любого препарата влияет его происхождение — если это брендовый препарат, выпускаемый компанией, инвестировавшей в разработку химической формулы многие миллионы денежных средств, то стоимость будет высокой. Стоимость оригинального препарата включает затраты на разработку формулы, проведение научных и клинических исследований, заработную плату участникам процесса и рекламные издержки. Эти расходы могут составлять более миллиарда долларов США. Соответственно, брендовый (оригинальный) препарат всегда дороже своих аналогов-дженериков. Дженерики — это препараты, производимые фармацевтическими компаниями после истечения действия патента на эксклюзивность компании-разработчика. Очень часто крупные фармацевтические компании-гиганты специализируются на производстве дженериковых препаратов согласно стандартам качества GMP, что обусловливает высокое качество лекарства при доступной цене. Доступность цены связана с отсутствием всех вышеперечисленных затрат по разработке и рекламе «новинки».

Дорогой — значит эффективный?

Известные российские аптечные сети значительно завышают реальную стоимость препаратов. Потребителю имеет смысл ориентироваться на реноме компании-производителя, соблюдение стандарта качества GMP, наличие дженериков, производимых другими крупными компаниями. Следует внимательно относиться к приобретению лекарственного препарата: более дорогой препарат может быть более эффективным, а может быть результатом неразумного ценообразования производителем, дистрибьютором или аптечной сетью.

Автор: Олег Кучерявенко — врач-офтальмолог, руководитель Европейского отделения Международной рабочей группы по доказательной медицине, студент магистратуры Университета Лондона, выпускник программ по доказательной медицине университета Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health и школы международного здравоохранения Университета Копенгагена.

Дополнительные материалы:

Дешевые или дорогие препараты в формате *.DOC: MS Word

Дешевые или дорогие препараты в формате *.PDF: Acrobat Reader